coal_liza

Categories:

Российские угольщики объединились для поиска совместных решений проблем отрасли

В начале февраля текущего года в Новокузнецке состоялся первый Всероссийский съезд угольщиков, собравший несколько десятков руководителей компаний, на долю которых приходится 96% угледобычи в России. Местом проведения мероприятия был выбран Новокузнецк, поскольку здесь сосредоточены крупнейшие предприятия, которые будут задавать тон развитию всей угледобывающей отрасли в ближайшие годы

Участники съезда говорили о растущей роли углепрома в экономическом развитии страны, обсуждали ситуацию в отрасли и возможные пути ее развития.

Консолидация сил и средств — вот будущее угольной отрасли России. К такому выводу пришли собравшиеся специалисты. В связи с этим в России будет создан исполнительный комитет угольной отрасли с координирующим центром в Кузбассе. Одной из его главных задач станет консолидация добывающих предприятий, координация их деятельности на внутреннем и международных рынках.

По данным минэнерго РФ, в 2018 году угольщики России выдали на-гора 439,3 миллиона тонн (в 2017-м – 411,2 миллиона). Драйвером послужил высокий уровень мировых цен, обусловленный прежде всего растущим спросом на уголь в развивающихся странах Юго-Восточной Азии.

Объемы экспорта, как уточнил замглавы минэнерго РФ Анатолий Яновский, за год увеличились почти на 20 миллионов тонн – до 209,8 миллиона – на фоне роста внутреннего потребления (с 169 до 180,7 миллиона тонн). При этом отгрузка на Восток по темпам уже почти сопоставима с отгрузкой на Запад: 99 и 110 миллионов тонн соответственно.

— Сейчас мир меняется быстро, появляются новые технологии, развивается жесткая конкуренция, и наша угольная отрасль должна занять достойное место, но для этого нужно конкурировать не друг с другом, а с лучшими угольными компаниями за рубежом, – подчеркнул губернатор Кемеровской области, руководитель рабочей группы Госсовета РФ по энергетике Сергей Цивилев.

— Чтобы повысить эффективность отрасли, добиться конкурентоспособности нашего угля на мировых рынках, необходимы концентрация сил, совместное решение наболевших проблем, улучшение технологий, обмен опытом. Надеяться на то, что технологии придут из-за границы, не приходится, мы должны разрабатывать их сами, объединив усилия промышленности, науки и образования. Отрабатывать всю линейку бизнес-процесса начиная от разведки, добычи, обогащения до транспортировки и доставки конечному потребителю.

При этом отгружать за сотни километров пустую породу, а не обогащенный угольный концентрат с высокой добавленной стоимостью, – все равно что зарывать деньги в землю. Транспортная составляющая в себестоимости угля, особенно кузбасского, сегодня очень высока. Так что логистика остается одним из основных сдерживающих факторов развития отрасли в отсутствие механизма взаимной ответственности потребителей услуг и инфраструктурных компаний.

— Значительное количество наших угольных предприятий – в зоне риска с точки зрения себестоимости. И если затраты на железнодорожный транспорт увеличатся, а мировые цены на уголь упадут (кризисы случаются периодически), эти предприятия лишатся возможности работать, – подчеркнул Анатолий Яновский.

— Большой вопрос возникает и по поводу синхронизации развития угледобычи, транспортных и портовых мощностей. Положительная динамика спроса на уголь сохраняется во всем мире, и доля российского угля продолжит расти. Но при сбалансированности объемов, которые мы собираемся реализовывать в западном и восточном направлениях, мы имеем избыточные транспортные мощности при недостаточном грузопотоке в первом случае и дефицит портовых и поточных мощностей во втором.

Хотя западное направление у нас в перспективе, оно, видимо, будет сокращаться из-за Парижского соглашения и отказа многих стран от использования угля в своей экономике. Однако пока Запад, на словах декларируя отказ от «грязных углеводородов», не торопится снимать уголь с повестки дня. Так, например, в Германии, закрывшей у себя последнюю шахту по добыче черного золота, 35 процентов энергобаланса приходится на угольную энергетику. И в ближайшие годы страна от этой доли отказываться не намерена.

На съезде еще раз обозначили ключевую задачу: поставлять на экспорт дорогой уголь высокого качества, а остальной преобразовывать в тепло- и электроэнергию, направлять на электрификацию самой угольной отрасли, снижая себестоимость ее продукции и повышая конкурентоспособность.

В числе отраслевых рисков, которые обсудили угольщики,– высокая зависимость от импортной тяжелой техники, дефицит квалифицированных кадров, вопросы промышленной безопасности, накапливающиеся экологические проблемы. Между тем технологические требования к угольной отрасли будут повышаться вместе с развитием альтернативных видов энергетики на фоне роста энергопотребления.

Чтобы отрасль стала максимально эффективной, в Кузбассе планируют развивать машиностроение. Оборудование собственного производства исключит склады запчастей, и сократит время поставок. Меньше простоев – больше угля.

Сергей Цивилев заявил: «Мы будем делать первый шаг, привлекать лучших мировых производителей к сборке оборудования у нас, и будем давать им все условия для того, чтобы организовать это сборочное производство, и будем постепенно, шаг за шагом, увеличивать количество операций, которое мы делаем здесь у нас на территории Кузбасса. Это же новые рабочие места, это же и развитие металлургии. (…) У нас здесь будет свое листовое железо, мы решаем вопросы о производстве спецсталей, которые нужны нам для машиностроения».

Наука – еще одна вершина «золотого треугольника» – промышленность–наука-образование, без которого невозможно развитие отрасли. У крупных угольных компаний есть запрос на прикладные разработки, которые можно быстро внедрить в производство и получить результат. Поэтому в Кузбассе в 10 раз увеличены средства на поддержку фундаментальной науки.

Уже через четыре года в ЕС зеленая энергетика по стоимости сравняется с традиционной, а к 2045-му энергосистема изменится, убежден директор отдела повышения эффективности бизнеса компании Ernst&Young Денис Бурак. Как – пока большой вопрос, но изменения будут принципиальными.

Есть несколько сценариев этих изменений, скорее всего развитые страны перейдут на более экологичные виды топлива, а развивающимся не хватит для этого технологий. Это заставит государства Азии и Африки, остро нуждающиеся в электроэнергии, использовать ее традиционные и наиболее доступные источники, в первую очередь уголь.

В любом случае на повестке дня останутся необходимость повышения КПД и маневренность угольной генерации, решение вопросов экологии и обеспечение доступа к внешним рынкам, диверсификация добычи (за счет редкоземельных металлов, нужных для развития зеленой энергетики). Все это будет иметь успех лишь при условии консолидации угольной отрасли, ее диалога с энергетиками и транспортниками

По материалам:

https://rg.ru/2019/02/14/reg-sibfo/ugolnuiu-otrasl-rossii-budut-koordinirovat-iz-kuzbassa.html

https://rg.ru/2019/03/11/reg-sibfo/ugolnye-kompanii-sozdadut-ispolnitelnyj-komitet-s-centrom-v-kuzbasse.html

http://novokuzneck.bezformata.com/listnews/sezd-rukovoditelej-ugolnih/72743796/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic