coal_liza

Categories:

Уголь задает динамику развития #ТЭК

Российские компании продолжают наращивать добычу «черного золота», успешно решая задачи по расширению присутствия страны на мировом энергетическом рынке.

Российские угольщики отрабатывают новые высокоэффективные производственные технологии, позволяющие повышать добычу угля. Это способствует решению стоящих перед отечественным ТЭК задач по увеличению экспорта энергоносителей на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В октябре прошлого года на разрезе «Восточный» ООО «Читауголь» в Забайкалье экскаваторная бригада Сергея Куницына установила мировой рекорд, добыв открытым способом более 570 тысяч кубометров вскрышной породы (она же горная масса) за месяц. Использовавшийся японский экскаватор Komatsu РС-1250 с объемом ковша 6,7 кубометра и дизельным приводом, который хорошо режет грунт в условиях вечной мерзлоты и обводненности, является одной из самых востребованных машин на угледобывающих предприятиях в мире. Но именно российским угольщикам покорился мировой рекорд.

Однако рекорд важен не сам по себе. Повышение добычи — неотъемлемое условие выполнения стратегических задач, стоящих сегодня перед отечественным ТЭК, поскольку именно уголь формирует одно из ведущих направлений российского сырьевого экспорта. В августе 2018 года на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерове президент России Владимир Путин особо подчеркнул важность увеличения поставок энергоносителей за рубеж. «Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю», — подчеркнул глава государства.

И действительно, для решения таких задач есть все условия. За последние 20 лет мировой рынок угля удвоился. В 2017 году объем мировой угольной торговли достиг 1 млрд 030 млн тонн энергетических (топливных) углей и 327 млн тонн металлургических (коксующихся) углей.

А экспорт «черного золота» из России возрос, ни много ни мало, в 9 раз. Доля РФ в мировых поставках угля возросла с 6% в 2000 году до 14% в 2017-м. И наша страна является третьим экспортером угля в мире после Австралии и Индонезии.

В 2017 году РФ поставила порядка 97 млн тонн угля «на запад» и 93 млн тонн «на восток». Но в первую очередь, дальнейший рост экспорта ожидается «на восток», в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Именно этот рынок наиболее крупный, и там наше присутствие пока относительно скромное. Если на рынке «Атлантического региона», куда входит Европа, Средиземноморье и Ближний Восток, доля России составляет 43%, то на рынке АТР — лишь около 10%.

Китай, Индия и страны Юго-Восточной Азии являются крупнейшими потребителями угля, причем, в Китае импорт возрос в связи с выводом из эксплуатации устаревших и неэффективных шахт (в дальнейшем, правда, ожидается сокращение поставок в Китай, т.к. он справляется сам).

К 2025 году, по имеющимся прогнозам, возможен рост экспорта угля в Азию до 207 млн тонн в год (это оптимистический прогноз, средний — 140 млн тонн). Это позволит привлечь инвестиций на общую сумму в 1,6 трлн. руб. В том числе, порядка 450 млрд. руб. в саму угледобычу, 700 млрд. руб. — в развитие железных дорог и 200 млрд. руб. — в развитие портов. Угольные перевозки составляют в нашей стране более 28% грузовых железнодорожных перевозок.

Северная Америка наращивает угольный экспорт, но это не мешает российскому продвижению на рынок. Что касается Европы, то она, как ожидается, сократит угольный импорт к 2020 году на 6%, однако общемировой спрос будет до 2022 года расти на 0,5% в год. Это обуславливает условия для развития отрасли.

Конечно же, есть и проблемы — в частности, связанные с большими расстояниями при перевозках. Транспортные издержки оказывают самое существенное влияние на конкурентоспособность российских углей на мировых рынках, поскольку центры добычи сильно удалены от портов.

По оценкам экспертов, доля транспортных издержек в экспортной цене российских углей достигает 40-50%, а, для сравнения, в Австралии и Индонезии — 10-20%, в ЮАР — около 25%. Подобная ситуация заставляет отечественных угольщиков искать пути повышения производительности труда, увеличения объемов добычи. Далеко не последнюю роль в этом процессе играют производственные рекорды — они позволяют отработать наиболее эффективные технологии, чтобы сегодняшние рекорды завтра смогли стать нормой.

Безусловно, у угольной отрасли России хорошие перспективы и определяться они будут развитием экспорта. Достижение поставленных целей требует увеличения добычи, а следовательно — внедрения новейшего высокотехнологичного оборудования, высокоэффективных методов добычи.

В ближайшее время около 1,5 трлн рублей будет вложено в развитие угольной отрасли и в развитие портовой инфраструктуры. Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным на прошлой неделе, сообщает пресс-служба Кремля.

Путин отметил, что необходимо окончательно сформулировать поручения по развитию угольной отрасли, которые обсуждались летом 2018 года на президентской комиссии по ТЭК, и реализовывать их. Путин добавил, что «нужно понять, куда мы двигаемся и в каком объёме будем вкладывать ресурсы, в том числе в развитие железнодорожного транспорта, для того чтобы доставить уголь потребителям».

Новак сказал, что такая работа ведется вместе с Минтрансом и РЖД с учетом анализа мировой конъюнктуры на среднесрочную перспективу. Он заверил, что будут выведены окончательные цифры и программа и по развитию угольной отрасли, и по развитию железнодорожной инфраструктуры будет синхронизирована.

По материалам:

http://www.rosbalt.ru/business/2018/11/13/1745964.html

http://www.rosbalt.ru/russia/2019/01/10/1757123.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic