coal_liza

Category:

Шахтный транспорт

Шахтный транспорт — комплекс сооружений и устройств, предназначенный для приёма и перемещения различных грузов и людей на подземных горнодобывающих предприятиях.

На современных шахтах у шахтного транспорта две задачи. Первая — транспортирование людей, оборудования и других грузов к очистным, подготовительным забоям и другим производственным участкам.

Вторая — приём и транспортирование в обратном направлении до околоствольного двора (на шахтах, вскрытых вертикальными стволами) или до поверхности (вскрытых наклонными стволами и штольнями) полезных ископаемых из очистных забоев (или породы из подготовительных), доставки в том же направлении демонтированного оборудования, металлолома, других вспомогательных грузов и людей.

Шахтный транспорт — это транспортные машины, транспортные коммуникации, вспомогательное оборудование, средства автоматизации и диспетчеризации, а также технического обслуживания и ремонта.

В зависимости от места функционирования различают шахтный транспорт подземный и шахтный транспорт поверхности.

В зависимости от вида перевозимого груза шахтный транспорт разделяют на основной, предназначенный для перемещения полезных ископаемых и пустой породы, и вспомогательный — для перемещения горного оборудования, различных материалов и людей.

Несмотря на вспомогательную функцию, пассажирский транспорт в шахтах – это важнейшее направление отрасли, от которого напрямую зависит производительность предприятия и безопасность горняков.

С 1950-х годов основные процессы освоения недр начали стремительно автоматизироваться. Это неизбежно привело к увеличению производительности и поставило вопрос о необходимости применения техники не только для добычи полезных ископаемых, но и внедрения транспорта для перевозки персонала. Подземные города стали обрастать собственной дорожной инфраструктурой.

В зависимости от систем вскрытия месторождения и характеристик грунта перевозку персонала начали осуществлять специализированной техникой и механизмами.

Сегодня в горном деле активно применяются пассажирские составы, сформированные из специальных вагонеток, используются электровозы, подвесные дизелевозы и колесные машины. Шахтёров также доставляют до забоя ленточными конвейерами, канатно-кресельными дорогами и вертикальными подъёмными машинами.

Согласно действующему законодательству, если расстояние до места работы составляет более 1 километра, то доставка людей в шахтах должна осуществляться строго на спецтранспорте.

Пройти в полном снаряжении 1,5–2 км на глубине от 0,8 до 1, 2 км до забоя слишком тяжело и долго, это влияет на работоспособность и повышает профессиональные риски. Поэтому изначально для доставки шахтёров использовали вагонетки, конвейерные ленты и воздушно-канатные дороги.

Автомобили на сегодняшний день в российской горнодобывающей отрасли рассматриваются скорее как альтернативный вид шахтного транспорта. Во многих зарубежных шахтах для перевозки людей широко применяются колёсные машины. В отечественных шахтах этот вид транспорта встречается намного реже, чем, например, подвесной монорельсовый дизелевоз или локомативная откатка.

Дизелевоз одновременно может перевозить около полусотни шахтёров, и такой транспорт — основной для шахтёров Кузбасса.

Колёсный транспорт уступает по вместительности, и приобретать колёсные машины в большом количестве собственникам экономически неинтересно. Однако у колёсных автомобилей для работы под землей есть неоспоримое преимущество — мобильность и маневренность. Некоторые горнодобывающие предприятия России постепенно внедряют этот вид техники для перевозки персонала под землёй.

Передвижения техники по туннелям, учитывая ландшафт, имеют достаточно серьёзные ограничения по скоростному режиму. Можно сказать, что горная техника сильная и выносливая, но небыстрая.

Допустимая скорость движения пассажирского транспорта в зависимости от его вида колеблется в пределах 4 км/ч для канатно-кресельных дорог и до 20 км/ч для пассажирских поездов при движении по горизонтальным выработкам.

Любая перевозка людей в шахтах должна осуществляться только на специально предусмотренных для этой цели машинах и прицепах заводского изготовления. Так что не только к транспорту, но и к безопасности при перевозках персонала предъявляется целый ряд требований.

Что касается колёсной шахтной техники, то её количество растёт. Во-первых, появляются новые объекты, происходит расширение имеющихся месторождений, и это требует нового оборудования. Во-вторых, постепенно происходит модернизация технологической цепочки на имеющихся рудниках и шахтах.

Но самоходная и, в частности, колёсная техника не сможет полностью вытеснить локомотивный транспорт, используемый, в том числе, для доставки людей. Многое зависит от типа шахты и применяемых в ней технологий. Другой важный фактор — экономическая эффективность, поэтому до сих пор применяется вагонеточная откатка и конвейер. Замена на колёсную технику целесообразна только в тех шахтах, где существует такая технологическая и экономическая возможность.

По материалам:

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic