coal_liza

Categories:

Беспилотная карьерная техника

Первый беспилотный карьерный самосвал был представлен в 1996 году американской компанией Caterpillar. С тех пор прошло более 20 лет, и спрос на «беспилотники» растет. Крупнейшие горнодобывающие компании мира увеличивают свой парк беспилотных карьерных машин. На сегодняшний день число беспилотных самосвалов и бульдозеров, работающих на добыче полезных ископаемых по всему миру, исчисляется сотнями.

Причина востребованности технологии — добыча полезных ископаемых в сложных для добычи традиционными методами условиях, серьезная нехватка квалифицированных водителей карьерной техники по всему миру, большой срок обучения специалистов и быстрая выработка человеческого ресурса на тяжелой работе, а также экономический эффект, который может быть достигнут при использовании автономной техники.

Экономическая выгода от использования такой техники в сфере добычи полезных ископаемых очевидна, и ее применение в карьерах становится уже обычным делом. «Беспилотники» привлекают горнодобывающие компании высокой производительностью труда. В сравнении с обычными грузовиками беспилотные самосвалы способны работать значительно дольше, поскольку они не нуждаются в перерывах на отдых и, соответственно, не простаивают. Высокая эффективность таких автомобилей подтверждается опытом их эксплуатации по всему миру.

Начиная с 2013 года, Caterpillar поставила на рудники австралийского горнодобывающего гиганта Fortescue Metals 56 автономных самосвалов Cat 793F, а в сентябре 2017 года получила заказ на модификацию еще 100 карьерных самосвалов в беспилотные машины. «Беспилотники» взаимодействуют с любой управляемой человеком техникой — грейдерами, погрузчиками, автоцистернами, бульдозерами и др. Управление всеми операциями выполняется с помощью системы Cat MineStar.

За 4,5 года работы беспилотные автомобили Caterpillar показали на 20% большую эффективность эксплуатации по сравнению с традиционными машинами. Производительность «беспилотников» составила невероятные 99,95%, поскольку эти машины не простаивали и трудились, в среднем, на 2,5 часа больше, чем их обычные собратья, управляемые людьми.

Caterpillar получает много заявок от заказчиков на дооборудование своего парка самосвалов беспилотной технологией. Как заявляют представители американской компании, «автономные карьерные машины — это больше не эксперимент, а обыденность», и уже к началу 2019 года производитель обещает выпустить на рынок систему дистанционного управления спецтехникой, которая позволит модифицировать в «беспилотники» не только машины марки Caterpillar, но и Komatsu.

Японская компания Komatsu уже достаточно давно ведет разработку грузовых автомобилей-роботов и другой автоматизированной тяжелой строительной техники. Начиная с 2008 года, компания Komatsu, совместно с Rio Tinto производит испытания автоматической транспортной системы Autonomous Haulage Systems (AHS). За все время опытной эксплуатации системы AHS беспилотные самосвалы Komatsu 930E, используемые компанией Rio Tinto, перевезли сотни миллионов тонн материала на горных выработках в Чили и в Австралии.

В 2016 году на выставке Mine Expo в Лас-Вегасе компания Komatsu представила нечто совершенно новое — опытный образец карьерного самосвала Komatsu IAHV. Новинка выделяется в первую очередь тем, что полностью лишена водительской кабины. По сути, эта машина является не конечным продуктом, а частью системы управления автономным комплексом грузоперевозок.

Главные новшества модели — это возможность передвижения вперед и назад с одинаковой скоростью, полный привод и управление как поворотом, так и вращением всеми четырьмя колесами. Благодаря этим опциям сокращается время на постановку самосвала под погрузку и разгрузку, а также экономится место в призабойной и разгрузочной зонах (минимум вскрышных работ), поскольку пропадает необходимость в развороте машины. Komatsu IAHV может двигаться «крабовым ходом». Разработка пока находится в опытной эксплуатации на полигоне Komatsu рядом с Тусоном, США. Komatsu рассчитывает в скором времени наладить серийное производство этих беспилотных самосвалов.

Специалисты БЕЛАЗа также активно работают над созданием новых моделей карьерной техники, отвечающей последним тенденциям мирового рынка. Один из проектов — создание «беспилотников» – транспортных средств, управляемых с помощью GPS. Разработка ведется совместно с российской компанией «ВИСТ Групп».

В рамках научно-технической конференции «БЕЛАЗ-2015» белорусский производитель представил свое достижение в области роботизированной карьерной техники — 130-тонный беспилотный самосвал БЕЛАЗ-75131. «Беспилотник» продемонстрировал свои возможности на заводском испытательном полигоне: самосвал отработал в режиме загрузки-выгрузки в паре с фронтальным погрузчиком.

На создание беспилотного самосвала ушло почти шесть лет. Промежуточным вариантом был вариант с дистанционным управлением — такой же 130-тонный БЕЛАЗ-75131, который требовал участия в своей работе персонального оператора, пусть тот и находился не в кабине, а на расстоянии в несколько километров. Новый беспилотный БЕЛАЗ может самостоятельно спуститься в карьер и подняться оттуда с грузом: движение самосвала к месту погрузки или разгрузки в автономном режиме обеспечивается высокоточной системой спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС; вся необходимая информация о дорожной обстановке, состоянии систем управления в процессе движения самосвала поступает к диспетчеру по беспроводному каналу связи; оптико-электронная система, установленная на машине, обеспечивает безопасность передвижения в любое время суток при любых погодных и климатических условиях.

В июле 2018 года на полигоне БЕЛАЗа в белорусском Жодино успешно прошли испытания беспилотного фронтального погрузчика БЕЛАЗ-78250, управляемого с удаленного места оператора, находящегося в Екатеринбурге (расстояние порядка 2 500 км). По командам, передаваемым через космос, машина легко передвигалась по «карьеру», черпала грунт, высыпала его — без водителя в кабине.

Тогда же, в июле 2018 года, в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге, БЕЛАЗ, ВИСТ Групп и Регион-42 подписали трехстороннее соглашение о создании роботизированного комплекса. Это соглашение — первый шаг к практической реализации проекта под названием «Интеллектуальный карьер».

«Интеллектуальный карьер» — система управления технологическими процессами на открытых горных работах в полностью автономном режиме. Для этого используется беспилотный грузовой транспорт и технология высокоточной спутниковой навигации. Развитием проекта «Интеллектуальный Карьер» занимается VIST Robotics, «дочка» компании «ВИСТ Групп». Роботизированные грузовые автомобили создаются в сотрудничестве с ОАО «БелАЗ», ПАО «КАМАЗ» и другими производителями грузовых машин и техники для горных работ. Технология предполагает перевод всего оборудования (экскаваторов, самосвалов, погрузчиков, буровых станков и железнодорожного транспорта) в автономный режим или в режим дистанционного управления.

Предпосылки для проекта существовали давно. Это, в первую очередь, тяжелые условия эксплуатации техники, с которыми сталкиваются горнодобывающие компании во всем мире. Создание роботизированного комплекса направлено на повышение безопасности труда, увеличение производительности, улучшение условий эксплуатации, снижение затрат на эксплуатацию техники.

Пилотный проект интеллектуального карьера планируется реализовать уже в начале 2019 года. Первые белорусские роботизированные карьерные самосвалы БЕЛАЗ грузоподъемностью 130 тонн собираются обкатать в Хакасии, на угольном разрезе компании СУЭК.

На заводе БЕЛАЗы будут оснащать интеллектуальным оборудованием, а «ВИСТ Групп» создаст необходимую инфраструктуру на месте. Все это позволит управлять самосвалом с помощью десятков датчиков, а высокую точность при движении к рабочему месту ему обеспечит система геопозиционирования GPS-ГЛОНАСС. Оптико-электронные системы позволят машине работать в любых погодных условиях, днем и ночью. Кроме того, сообщается, что беспилотный БЕЛАЗ будет иметь новый дизайн. Также предполагается, что один оператор сможет управлять пятью карьерными самосвалами и одним погрузчиком одновременно. Пока же продолжаются активные испытания многотонного самосвала-беспилотника.

Стоимость роботизированного самосвала пока не называют, но в ВИСТ Групп говорят, что он дороже обычного на 15–20%, а его «интеллектуальная» составляющая окупится в среднем через год. Беспилотные роботизированные самосвалы полностью не заменят обычные самосвалы с водителями, но потребность в них есть, учитывая дефицит водителей спецтехники в Кузбассе и за Уралом, утверждает директор обособленного подразделения АО «ВИСТ групп» в Кемерово Александр Бондаренко.

По материалам:

https://maxi-exkavator.ru/news/inf_news/3551_karernie_bespilotniki_chto_segodnya_predlagayut_proizvoditeli.html

https://masterok.livejournal.com/3118873.html

https://enki.ua/bespilotnaya-karernaya-tehnika-uzhe-ne-eksperiment-obshchaya-praktika-9255

https://tass.ru/skolkovo/1673775

https://www.kommersant.ru/doc/3690230

https://rg.ru/2018/09/05/zachem-soiuznomu-gosudarstvu-robot-samosval.html

https://www.abw.by/novosti/commercial/182103/

http://www.belaz.by/press/news/2018/belaz_v_nogu_s_cifrovimi_tehno/

http://xn--b1amnebsh.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B0-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic