coal_liza

Categories:

Не женское это дело?

Сегодня в нашей стране существует официальный список из 456 видов работ, запрещенных для представительниц прекрасного пола. Приняли его еще в 1974 году. ООН признала список ущемляющим права женщин, Минтруда РФ пообещало пересмотреть, но с тех пор мало что изменилось.

Среди запрещенных – большой перечень профессий, связанных с угольной промышленностью, поскольку это слишком травмоопасно и может нанести вред репродуктивному здоровью. Тем не менее, сегодня в Кузбассе и других угольных регионах на шахтах и разрезах трудится несколько тысяч женщин. И далеко не все из них – бухгалтеры и кадровики. Достаточно и тех, кто непосредственно причастен к добыче черного золота. Давайте познакомимся с некоторыми из них!

Евгения Горелкина
Профессия: водитель самосвала (БелАЗа) на разрезе «Талдинский» (Кузбассразрезуголь)

Когда речь заходит про водителей БелАЗа, возникают всегда одни и те же ассоциации: крупный мужик с сильными руками. Но уж никак не хрупкая девушка. В Кузбассе Евгения – единственная женщина-водитель самосвала. На разрез пришла работать из ДОСААФ, где была инструктором по вождению КамАЗов. С распростертыми объятиями на угольном предприятии ее никто не ждал. На собеседовании некоторые посмеивались: «Как ремонт делать будешь?», «А колеса подтягивать?» (на БелАЗах нужно регулярно каждую смену подтягивать гайки колес). Девушка лишь пожимала плечами и говорила: «Как-нибудь». Изучив огромные талмуды с инструкциями, техническими характеристиками БелАЗа, Горелкина сдала экзамен, прошла стажировку на «отлично».

– Когда мне в первый раз понадобилось подтянуть колесо на БелАЗе – это было что-то! Висела, как на турнике, и понимала: нет движения ни на полмиллиметра. Как в анекдоте: «Я сильная-сильная, но легкая…»

Пришлось идти за помощью к коллегам. Впоследствии многое Евгения научилась делать сама: например, менять ремень генератора. Но, к счастью, БелАЗ ломается не часто.

– Стараюсь не мучить машину: не играю в игры «Кто больше угля привезет», не превышаю скорость, все по правилам, – делится водитель самосвала. – Иногда разговариваю с БелАЗом. У каждой техники есть душа. Вот и говорю: «Ну, что ты, мой хороший, давай доработаем смену и ты отдохнешь!».

Иногда получается. А иногда все-таки приходится обращаться к мужчинам. Те, в свою очередь, не отказывают, но не потому, что слабый пол. Горелкина давно для них «свой парень», даже с 8 Марта не поздравляют. Одни относятся к ней как к сестре, другие как к дочке.

– Я одна женщина в «яме». И это хорошо. С мужчинами работать легче, проще, – делится девушка.

Несмотря на это, при знакомстве с мужчинами Евгения старается не говорить о своей работе. Реакция у всех почти одна и та же: «Зачем тебе это нужно?», «Не женское это дело», «Глупая!». Сейчас белазистка к такой реакции уже привыкла и не обращает внимания. Главное, что близкие ее понимают.

А вот в Минтруда пока еще таких, как Евгения, не понимают. Ее профессия относится к исключительно мужским.

– Если человек хочет, он свернет горы. Человек побеждает, когда есть желание, – говорит Евгения Горелкина. – Я хотела водить габаритный автомобиль – и вожу.

Елена Шувалова
Профессия: водитель самосвала (БелАЗ-75306) на разрезе «Черногорский» (СУЭК-Хакасия)

Ежегодно компания СУЭК проводит Олимпиаду для своих сотрудников, на которую традиционно съезжаются специалисты из Бурятии, Красноярского, Хабаровского краев, Кузбасса и Приморья, чтобы помериться профессиональными силами и продемонстрировать свое мастерство. Шахтерская олимпиада 2014 года запомнилась великолепным выступлением Елены Шуваловой, водителя карьерного самосвала БелАЗ грузоподъемностью 220 тонн. Представительница разреза «Черногорский» выступала вне конкурса, но показала выдающийся результат и была названа лучшим водителем автомобиля БЕЛАЗ-75306, мастерски пройдя дистанцию соревнований на 220-тонном БелАЗе.

По специальности Елена горный инженер. Она занимается спортом, любит стихи Есенина, неплохо рисует, увлекается домашним декором и… виртуозно водит БелАЗ — один из самых больших на разрезе автосамосвалов, куда вмещается до 220 тонн груза!

Елена потомственная БелАЗистка: отец и дядя тоже трудились в металлургии водителями.

— Папа меня с детства учил ездить, я уже в школе машиной управляла. А выросла, можно так сказать, воплотила детскую мечту. Отец в Сорске в геологоразведочной партии работал, а потом на молибденовом комбинате водителем, - продолжает Елена. – Частенько сажал меня за руль, я не боялась. Вообще в горной отрасли я больше 20 лет. Поначалу была нормировщиком, а чуть больше года назад услышала, что на разрез набирают группу женщин-водителей. Пошла переучиваться в техникум, получила водительскую категорию и села за руль, теперь работаю в горнотранспортном цехе.

Семья, друзья и знакомые удивились: работа-то, прямо скажем, не женская, ведь по 12 часов за баранкой машины с мощным мотором и дюжий мужик не всегда выдержит. А тут невысокая, довольно хрупкая Лена… График тоже не для слабаков: два дня через два, иногда нужно выходить в ночь. Все удивлялись — зачем? А Елена говорит, что любит удивлять и считает, что по жизни нужно быть бойцом: поставить себе цель и доказать, что можешь.

— От родных долгое время пришлось скрывать, что я водителем пошла работать. Когда семья узнала, все в шоке были… Это теперь, после награды, они хвалят и гордятся мной, - улыбается женщина.

Зато муж Елены выбор поддержал сразу: в семье мир и порядок, когда она довольна.

В одной группе с Шуваловой на участке разреза «Черногорский» работают еще шесть женщин. Вообще в СУЭКе немало женщин-водителей БелАЗов, но ни в одном другом филиале, кроме Хакасского, больше нет женщин, управляющих 220-тонными машинами. При этом женщины-водители не раз оказывались в числе лучших на межрегиональных конкурсах профессионального мастерства.

Реакция сильной половины человечества на присутствие за рулем самосвалов дам оказалась не однозначной.

— Кто-то с удовольствием общается, а у других — ревность, но на них внимания стараешься не обращать, - продолжает БелАЗистка. – Несколько раз было страшно, особенно, когда гололед начался. Но тут главное — не паниковать и машину удержать. У нас все девушки на смене ездят без остановок, за исключением обеда и технических перерывов. Мы хотим доказать мужчинам, что не хуже их. Поначалу они над нами посмеивались: мол, придет зима, гололед, посмотрим, как вы поездите. Но пришла зима, а потом и весна — никто из женщин не уволился. Вообще, считаю, что в эту профессию идут сильные женщины, которые хотят крепко стоять на ногах. К нам очень много женщин перешло из такси, многим нужно детей кормить и растить, поэтому стараются заработать побольше.

Управлять БелАЗом Елене нравится гораздо больше, чем работать нормировщиком. Она говорит, что сидение в офисе — вообще не для нее.

— Я человек активный, работа за компьютером — не мое. Зимой, например, люблю коньки, иногда — лыжи. Отдыхать стараюсь с семьей, хотя сейчас не так часто это получается — график довольно плотный. Дочь Анастасия у нас взрослая уже, живет отдельно, в Абакане. В этом году окончила Хакасский технический институт, а на днях удивила: говорит, что хочет быть водителем БелАЗа… – улыбается Елена.

Так что, вполне возможно, в этой семье династия водителей продолжится еще одной женщиной.

Ксения Старцева
Профессия: горный мастер на разрезе «Восточный» (СДС)

За всю историю угольной промышленности в Кузбассе пока только одна женщина стала горным мастером. Уроженка Воркуты Ксения Старцева попала на это угольное предприятие в Прокопьевском районе в 2011 году, будучи студенткой Санкт-Петербургского национального минерально-сырьевого университета, где обучалась на горного инженера. Пощупать руками профессию в угольном регионе тогда из этого вуза приехали 15 человек, среди которых Ксения. Девушка хотела работать именно в «яме» – кабинетная работа ее не прельщала.

– Мой интерес к горняцкому делу – семейная преемственность, – рассказывает девушка. – Дед по отцу имеет 30 лет подземного стажа, папа – 20. У одного из братьев тоже лет 10-13 наберется. Женщинам под землю хода нет, только на открытых горных работах, а в Воркуте всего один разрез. Поэтому после четвертого курса поехала на практику в Кузбасс – хотелось настоящего дела, посмотреть, что мы изучали четыре года в теории. Потом уже дипломированным специалистом я вернулась на разрез «Восточный».

Сначала Ксении пришлось полгода поработать в конторе, пока «главному инженеру душу не вытрясла, чтобы отпустил на гору». Чтобы вы понимали, труд горного мастера – это смена в 12 часов под открытым небом в любую погоду. Не каждый мужчина захочет так работать, не говоря уже о женщинах. Работа на разрезе строилась следующим образом: начальник смены все время в забое, а мастера на подхвате. Могли сказать: «Стой в забое», и приходилось стоять, пока другую команду не получишь.

Но такая сложная работа не помешала Ксении создать семью. Даже напротив, поспособствовала. Мужа Ксения нашла на разрезе. Сейчас она находится в декретном отпуске. Но в эту полную забот о сыне Захаре пору успевает подумать и о своем будущем: начала вести мастер-классы «Управление карьерой для женщин», на которых делится в том числе и своим опытом.

Что касается официального списка работ, запрещенных для женщин, то Ксения знает его назубок. «В моем случае «ограничивается, но не запрещается», – говорит она. – Этот список скорее гендерный, направленный на «сохранение репродуктивного здоровья». А вот о сохранении репродуктивной свободы почему-то никто не думает. Если женщина решила стать капитаном корабля или самолета, она, скорее всего, понимает, что дети – позже или вообще никогда.

Надежда Колыванова
Профессия: электрогазосварщик на разрезе «Черниговец» (СДС)

Надежда Колыванова – потомственный электрогазосварщик. В ее семье этой профессии преданы отец и брат, а началась трудовая династия повелителей металла с дедушки, который был кузнецом.

– К моему воспитанию больше причастен папа, нежели мама, – рассказывает Надежда. – Я вместе с ним ходила в гараж, смотрела, как он гнет, плавит и приваривает детали. Папа меня всему учил, а когда увидел, что есть с моей стороны интерес к делу, предложил получить профессию сварщика.

Прежде чем поступать, Надежда попробовала сварку на практике – прошла производственное обучение. А уже потом, убедившись, что дело по душе, поступила в училище №18 (ныне техникум) в родном городе Березовском. В группе вместе с ней учились еще три девушки, но ни одна по профессии пока работать не пошла.

– Сейчас молодежь вообще не хочет быть сварщиками: больше группы в училище по этой специальности не набирают, последних доучивают, – говорит Надежда. – Узнала об этом, когда в прошлом году ходила поздравлять с Днем учителя педагогов в техникуме. Грустно, конечно, ведь профессия интересная, а главное – нужная.

Свою карьеру Надежда начала на шахте «Березовская», где работал ее отец.

– Сначала как-то на предприятии не уверены были, что я смогу, вроде как и брать не хотели, но все сомнения развеяли мои хорошие навыки, – вспоминает Надежда. – Конечно, коллеги первое время реагировали бурно, но это был не негатив, а скорее удивление – первая девушка-сварщица в коллективе.

Последние четыре года Надежда трудится на разрезе «Черниговец» в цехе ремонтно-механического участка. Ее работа – давать вторую жизнь карьерным техническим гигантам. Она сваривает сломавшиеся ковши экскаватора, делает их футеровку, наплавляет разные детали, такие как опорные колеса, натяжная ось экскаватора. Причастна Колыванова и к восстановлению 220-тонного БелАЗа, единственного в России расписанного под хохлому. Она участвовала в нанесении узоров, эскиз которых сделал столичный художник Демьян Кулешов. А ведь на «Черниговце» когда-то сомневались, брать ли ее на работу. Единственный, кто сразу понял, что девушка с такой профессией – настоящий клад, был ее нынешний муж Антон. Ведь какая другая жена может «сварить» в доме отопление и приварить сломавшуюся на двери машины петлю.

– Он с меня пылинки сдувает, – смеется Надежда.

Хобби девушки также связано с металлом: она сгибает непокорный материал в красивые предметы интерьера – подставки под цветы, табуретки, столики и многое другое. Еще девушка увлекается рисованием в различных техниках: красками, карандашами, фломастерами. А недавно Надежда выучилась на аэрографиста и сейчас увлеченно осваивает аэрограф.

Что касается списка запрещенных профессий для девушек, то про такой Надежда даже не слышала. К чему ей это, если она занимается тем, чем хочет, невзирая на стереотипы.

По материалам:

http://www.mk-kuzbass.ru/articles/2017/08/30/v-kuzbasse-est-zhenshhina-gornyy-master-i-i-zhenshhina-voditel-belaza.html

http://www.belaz.by/press/news/2014/belaz_i_suek_vzaimovigodnoe_pa/

https://www.krsk.kp.ru/daily/26269.4/3146825/

https://rb.ru/article/jenshhiny-v-mujskih-professiyah-pyat-interesnyh-istoriy/7609247.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic