coal_liza

Categories:

Особенности работы угольных портов зимой

Зима – непростое время для угольных портов. Погода неминуемо вносит свои коррективы в работу стивидоров. Чтобы отгрузка угля осуществлялась без перебоев в зимний сезон, когда уголь особенно востребован, на помощь призывают специальную технику и принимают дополнительные меры, обеспечивающие эффективность работы, несмотря на капризы природы.

Как же портовики готовятся к зиме?

Важный показатель готовности – наличие и исправность снегоуборочной техники. Перед началом зимнего сезона для очистки дорог и вывоза снега готовят всю имеющуюся в порту технику, в том числе ковшовые автопогрузчики, экскаваторы, самосвалы, автогрейдеры, бульдозеры, погрузчики. Конечно же, их основное предназначение – это грузовые работы, но, при необходимости, таким количеством техники можно в считанные часы ликвидировать последствия самого жестокого снежного бурана.

Обновляется зимняя спецодежда для персонала. В медпунктах создаётся запас специфических медикаментов, которые особенно востребованы зимой, например, мазь против обморожения. Проводится техническая проверка и, если требуется, ремонт всех хозяйственных объектов и систем: водоснабжения, отопления, освещения.

Что касается непосредственно работы с углем, то в зимний период портовикам много хлопот доставляет выгрузка смерзшегося угля из полувагонов. В осенне-зимний период значительная часть угля доставляется в порт уже в смерзшемся состоянии. Профилактика грузов против смерзания (как это требуется Правилами перевозки грузов) дает хорошие результаты только при устойчивых минусовых температурах. В межсезонье, а также во время оттепелей эти меры малоэффективны, потому что груз перевозится на дальние (более 3000 км) расстояния через регионы с разными климатическими условиями. Например, уголь грузится в полувагоны, когда в Кемерово тепло, набирает влагу в процессе транспортировки (дождь, снег), спрессовывается от вибрации и прибывает в Мурманскую область, где в это время уже морозы. В результате получается «монолит» размером с вагон, который выгрузить обычными средствами невозможно.

Портовики постоянно ищут эффективные решения этой проблемы. К примеру, в конце 2009 года специалисты Мурманского морского торгового порта создали уникальный мобильный механизированный комплекс, предназначенный для восстановления сыпучести смерзшегося угля и последующей зачистки полувагонов. Этот комплекс представляет собой ряд отдельных агрегатов, смонтированных на базе немецких погрузчиков-манипуляторов Sennebogen 835M. Каждый из агрегатов имеет свое назначение: бурорыхлительный шнек для восстановления сыпучести груза, механизированная щетка для зачистки кузова и пола полувагона от примерзшего угля, накладная вибромашина для рыхления груза в сочетании со шнеком или отдельно, компрессорная установка с системой гибких шлангов и соплом на стреле для обдува металлоконструкций полувагона. Использовать эти механизмы можно как вместе, так и по отдельности, в зависимости от состояния груза.

Для повышения эффективности своей работы, в том числе в зимнее время, осенью 2017 года Мурманский морской торговый порт закупил и ввел в эксплуатацию три новейших гидравлических перегружателя Sennebogen для выгрузки и погрузки железнодорожных полувагонов с навалочными грузами. Эта техника изготовлена с учетом ее эксплуатации в суровых климатических условиях. Все новые машины Sennebogen имеют так называемый «зимний пакет»: электрический стояночный подогреватель двигателя, кабины и гидравлического оборудования. В Мурманском морском торговом порту впервые на этих машинах применяются специальные усиленные гидравлические грейферы производства канадской компании Rotobec. Они изготовлены для эксплуатации в условиях низких температур и предназначены, в том числе, для выгрузки смерзшегося груза. Такие грейферы уже доказали свою работоспособность на Дальнем Востоке.

Там же, на Дальнем Востоке, крупнейший угольный порт России – АО «Восточный Порт» – применяет свои методы выгрузки угля в зимний период, с учетом местных климатических особенностей. В нынешнем сезоне к плановым профилактическим и ремонтным работам прибавилась очередная модернизация гордости предприятия – уникального для данного региона комплекса вагоноопрокидывателей. 

Восточный порт функционирует в условиях низких температур и сильных ветров, и вопрос угольной пыли для него стоит особенно остро. Сначала уголь, преимущественно кузбасский, который за время следования из Сибири на Дальний Восток сильно смерзается, попадает в бурорыхлительный комплекс. Здесь смерзшиеся глыбы прямо в вагонах разрыхляют с помощью буров (шнеков), после чего они поступают вагоноразмораживающие устройства, где уголь окончательно оттаивает без образования угольной пыли. На пути к вагоноопрокидывателям составы попадаются в ветрозащитные сооружения, в которых в прошлом году смонтировали скоростные двери на входе. Это и экологическая мера, и средство против повторного смерзания груза. Находящиеся под куполом в ожидании разгрузки вагоны дополнительно обогреваются с помощью инфракрасных излучателей.

Затем наступает момент разгрузки вагонов. При помощи вагоноопрокидывателей их переворачивают. В момент высыпания в подземные галереи дробильно-фрезерные машины окончательно измельчают уголь до фракций, необходимых получателям груза.

Комплекс вагоноопрокидывателей в Восточном порту оснащен системой туманообразования. Система смонтирована на отбойных стенках здания и автоматически включается при перевороте вагонов на 90°. На груз под большим давлением с трех позиций подается вода, образуя защитный «купол» из мелкодисперсных частиц и предотвращая пыление. «Сухой туман» выключается, когда вагон возвращается на нулевую отметку. Зимой шланги подачи приходится обвивать термошнурами, позволяющими прогревать воду в системе до +6°С. После прекращения подачи воды регулярно проводится продувка шлангов и форсунок сжатым воздухом во избежание замерзания системы.

Мурманский морской торговый порт также постоянно совершенствует меры борьбы с угольной пылью и внедряет дополнительные системы пылеподавления, эффективно работающие в зимнее время. В конце 2017 года ММТП ввел в эксплуатацию четыре новые снеговые и туманообразующие пушки, препятствующие распространению угольной пыли. Так что всего в порту теперь действуют 11 установок пылеподавления.

По оценкам специалистов, действующая система пылеподавления снизила концентрацию угольной пыли на территории порта и на границе санитарно-защитной зоны на 49 процентов.

Успешная работа угольных портов в зимний период также во многом зависит от перевозчиков и грузовладельцев. В виду этого, диспетчерская служба ММТП, как и другие стивидоры, требует от грузоотправителей ритмичной поставки и вывода вагонов со станций погрузки для того, чтобы избежать дополнительного смерзания груза в «брошенных» составах, а также массовой подачи вагонов со смерзшимся углем в порт под выгрузку. Грузовладельцам предписано обеспечить на станциях отправления погрузку углей при отрицательных температурах воздуха с предварительным промораживанием на складе, а перевозчикам – исключить подачу в порт вагонов со стяжками, без крышек разгрузочных люков и другими поломками, не позволяющими производить выгрузку без повреждений подвижного состава.

Другими словами, эффективность работ в порту сильно зависит от готовности к работе в зимних условиях всех участников процесса транспортировки угля из пункта А в пункт Б.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic