Elizabeth Nechaeva (coal_liza) wrote,
Elizabeth Nechaeva
coal_liza

Categories:

Метан – перспективное полезное ископаемое угольных пластов



Метан по своим качествам мало уступает природному газу, поэтому его добыча из угольных пластов может в будущем стать отдельной отраслью экономики. Масштабная добыча метана уже ведётся в США, в Австралии, Китае, Польше, Германии, Великобритании. По прогнозам Канадского газового комитета, метан в будущем станет основным видом добываемого газа в ряде районов Канады.

В Великобритании специалисты компании «Coalgas Ltd» разработали альтернативный метод извлечения метана посредством откачки через вентиляционные стволы шахт, куда газ поступает из угольных пластов. Традиционно же газ добывается через горизонтальные скважины, пробуренные под землёй вдоль угольного пласта на расстояние до 1500 метров.

Использование метана в качестве топлива совместно с углем на теплоэлектростанциях значительно уменьшает загрязнение атмосферы. Такое применение метана возможно на уже существующих тепловых и энергетических установках. Однако самым перспективным направлением является использование когенерационных установок на основе газопоршневых двигателей. Это новая технология для комбинированного производства электроэнергии и тепла на основе автономных двигателей и системы рекуперации тепла, в которой энергия охлаждающей воды и отработанных газов используется для нужд теплоснабжения потребителей. Подобная технология позволит многим шахтам обеспечить себя теплом и электричеством. При этом себестоимость добычи угля сократится до 30 %. Так в Рурском угольном бассейне в Германии работают более 130 контейнерных ТЭС на шахтном газе с установленной мощностью более 200 мегаватт электроэнергии.

Широкому применению угольного метана для выработки электроэнергии и тепла способствует появление на мировом рынке силовых установок нового типа – двигателей Стирлинга.

Двигатель Стирлинга относится к классу двигателей с внешним подводом теплоты. Процесс горения в нём осуществляется вне рабочих цилиндров. Поэтому двигатель Стирлинга идеально соответствует технологии применения угольного метана. Конструкция энергетических модулей с двигателем Стирлинга позволяет использовать как напрямую угольный метан из скважины, так и каптируемый шахтный газ.

О практике применения сжатого угольного метана в качестве моторного топлива для автомобилей известно давно. В Великобритании, например, он широко используется в качестве топлива для рейсовых автобусов угольных регионов страны.

Из угольного метана можно производить сажу, водород, аммиак, метанол, ацетилен, азотную кислоту, формалин, а также основы для пластмасс и искусственного волокна.

В Китае работает крупный сажевый завод, потребляющий 150 000 кубометров угольного газа в сутки и дающий более 10 тонн сажи. В Японии из угольного метана получают аммиак, а из него карбамид.

Добыча и использование угольного метана имеют перспективы и в России. Общие ресурсы метана в угольных пластах Российской Федерации составляют 100-120 млрд кубометров в год.

В районах страны, расположенных на значительном удалении от месторождений природного газа, но близко от угольных бассейнов, метан может стать альтернативным теплоносителем, обеспечив существенную экономию на прокладке газопроводов и транспортировке природного газа.
Tags: #coalgas, #ДвигательСтирлинга, #Китай, #Россия, #метан, #природныйгаз, #проуголь, #топливо, #уголь, #угольРоссии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments